О проекте
Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры
История формирования рукописного книжного собрания Троице-Сергиевой Лавры (далее ТСЛ) ведет свое начало еще со времени его основателя – преподобного Сергия Радонежского. Оно постоянно пополнялось вплоть до закрытия монастыря в 1918 г. Послушание книгохранителей поручали только самым ответственным насельникам Троице- Сергиевой лавры. В 1920 г. главное собрание ТСЛ в составе ее библиотеки было передано в Сергево-Посадский филиал Государственного Румянцевского музея, откуда через десять лет было переведено в Государственную библиотеку им. В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).
Главное собрание рукописных книг Троице-Сергиевой Лавры имеет огромное культурно-историческое и научное значение. Собрание поражает широтой жанров книжных памятников древней славянской письменности: это и богослужебные, и четьи, и музыкальные книги крюковой, линейной нотации.
Часослов.
Переплет – доски в коже с тиснением, две застежки. На обороте верхней крышки - бумажная наклейка: «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Главная библиотека. Печатная опись 1878 и 1879. Славянския рукописи. № 16».
(Ф. 304/I. № 16. 1423 г.)
Часослов.
Киноварный заголовок: «В святую и великую Неделю Пасхы Евангелие от Иоанна» (л. 395 об.). Нач.: «Вначале бе слово…» (л. 396). Киноварный инициал, украшенный стилизованной растительностью.
(Ф. 304/I. № 16. 1423 г.)
Псалтирь следованная, с дополнениями.
Переплет – доски в коже с тиснением. Средник, жуковина и наугольники медные, 2 застежки.
(Ф. 304/I. № 3. Кон. XV в.)
Псалтирь следованная, с дополнениями.
Киноварный заголовок: «Сыи псалом особыи писан Давидов и вне числа, внегда един брася убити Голиада» (л. 192 об.). Окончание в виде воронки (л. 192).
(Ф. 304/I. № 3. Кон. XV в.)
Псалтирь следованная, с дополнениями.
Орнаментальная заставка растительного типа (золото, краски). Крупный художественный инициал плетеного типа, украшенный элементами стилизованной растительности. Заголовок киноварный, первая строка написана вязью: «Давида пророка и царе песнь. Кафизма 1. Псалом Давидов 1» (л. 5).
(Ф. 304/I. № 3. Кон. XV в.)
Паремийник.
Переплет – доски в коже с тиснением. Вверху бумажная наклейка: «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Главная библиотека. Печатная опись 1878 и 1879. Славянския рукописи. № 4».
(Ф. 304/I. № 4. Кон. XIII в.)
Паремийник.
Инициал «Т» антропоморфного типа (в красках).
(Ф. 304/I. № 4. Кон. XIII в.)
Псалтирь. Евангелие-тетр. Устав церковный.
Переплет – доски в коже с тиснением. На обороте верхней крышки - бумажная наклейка: «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Главная библиотека. Печатная опись 1888 и 1889. Славянския рукописи. № 46».
(Ф. 304/I. № 46. Кон. XV – нач. XVI в.)
Псалтирь. Евангелие-тетр. Устав церковный.
Псалтирь. Евангелие-тетр. Устав церковный.
Орнаментальная заставка геометрического типа, украшенная элементами стилизованной растительностью. Заголок киноварный, первая строка вязью: «Давида и пророка царе песнь. Кафисма 1» (л. 1). По нижнему полю владельческая надпись: «Сия рукопись принадлежит Свято-Троицкой Сергиевой лаврской библиотеке. 1856 г.».
(Ф. 304/I. № 46. Кон. XV – нач. XVI в.)
Псалтирь. Евангелие-тетр. Устав церковный.
Орнаментальная заставка геометрического типа, украшенная стилизованной растительностью. Заголовок киноварный, первая строка вязью: «Последование церковнаго собрания. По уставу иже в Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы. Месяц сепьтеврии имать днии 30, день имать 12 часов, а нощь 12. В первыи початок индикту сиречь новому лету» (л. 212 об. – 213).
(Ф. 304/I. № 46. Кон. XV – нач. XVI в.)
Переплет.
Арсений, иером., Иларий, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1 (№ 1-823). М., 1878.
Титульный лист с карандашными пометами.
Арсений, иером., Иларий, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1 (№ 1-823). М., 1878.
Описания рукописных книг Троице-Сергиевой Лавры (№ 611-617).
Арсений, иером., Иларий, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1 (№ 1-823). М., 1878.
Рукописные книги Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в книгохранилище НИО рукописей РГБ.
Среди представленных на сайте рукописей особое место занимают книги Ветхого и Нового Завета, а также сочинения святых отцов Церкви: святителя Иоанна Златоуста, Григория Богослова, преподобного Ефрема Сирина и др. Постоянный интерес у исследователей вызывают такие рукописные сборники, как «Златая цепь», «Мерило праведное», «Пролог», «Палея», «Патерик скитский».
В сборниках житий находим уникальные сведения о деяниях святых: Епифания, архиепископа Кипрского, Евфимия Великого, Марии Египетской, Феодора Едесского, Иоанна кущника, Нифонта и др. Из певческих книг наиболее полно представлены «Октоих» и «Ирмологий».
Древние книги сохранили языковые черты старославянского, древнерусского, среднеболгарского и сербского изводов. Среди них большое количество древних пергаменных рукописей, написанных уставным письмом XIII-XIV вв., а также полууставом и скорописью XIV–XIX вв. Особо следует отметить, что многие древнерусские рукописи отличаются северно- или южнорусскими особенностями. В частности название сборника «Златая чепь» (Ф. 304/I. № 11) содержит севернорусскую особенность мены звуков «ч» и «ц».
Следует отметить и уникальность состава данного сборника. В данном собрании находится и самый древний наиболее полный список жития святителя Николая Мирликийского Чудотворца (Ф. 304/I. № 9). Представленные на сайте рукописные книги представляют интерес для широкого круга пользователей, интересующихся историей книжной культуры России и Русской Православной Церкви, историей книги и музыкальной культуры, агиографией, текстологией, источниковедением и палеографией.